Об обозначениях, образующих единую семантическую конструкцию, в лингвистической экспертизе

Ключевые слова: товарный знак, лингвистическая экспертиза, цельное словосочетание, синлекс, языковой маркер

Аннотация

Работа посвящена проблеме лингвистической экспертизы товарного знака, а также  поиску путей оптимизации   этой процедуры.  Обсуждаются    нерешенные вопросы, возникающие в ходе экспертизы товарного знака. Показывается, что одним из трудных случаев такой экспертизы становится анализ сходства до степени смешения однословного и составного обозначений. Осложняющим фактором исследования таких обозначений является способность составного обозначения образовывать цельную конструкцию (цельное сочетание). На практике вынести решение о восприятии составного обозначения в качестве цельного достаточно проблематично. Именно поэтому данная статья преследует своей  целью поиск критериев, на основании которых лингвист-эксперт мог бы однозначно  идентифицировать сочетание слов в качестве цельного. Для этого обсуждается классификация словосочетания по степени спаянности его компонентов (деление на синтаксически свободные (членимые) и синтаксически несвободные (цельные, нечленимые) сочетания) и обобщаются различные подходы к пониманию цельного  составного обозначения. Уделяется особое  внимание  фразеологизмам и синлексам как основным видам цельных словосочетаний. Обсуждаются языковые маркеры цельного словосочетания. В частности, показывается, что для формулировки выводов о цельности словосочетания, необходимы положительный ответ на вопрос: «приближается ли значение исследуемого словосочетания к отдельному слову» и отрицательные ответы на такие вопросы как:  «сохраняют ли слова, образующие исследуемое сочетание, самостоятельное значение?»; «каждое ли из слов привносит значимую информацию в понимание общего смысла сочетания?»; «могут ли заменяться элементы исследуемого  словосочетания другими элементами?»  и др. На примере конкретной лингвистической экспертизы демонстрируется методика определения  языковых маркеров цельного словосочетания и таким образом предлагаются конкретные пути объективизации результатов лингвистической экспертизы товарных знаков.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Марина Новичихина, Воронежский государственный университет

профессор кафедры связей с общественностью, рекламы и дизайна

Литература

Бакич (Самыличева) Н.А. Трансформация прецедентных феноменов в медийном тексте как проявление речевой креативности / Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. – Сер. Филология. – 2018. – № 5. – С. 185–190.

Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2000.

Дударева Я.А. Методика определения ассоциативного сходства товарных знаков: пропозициональный анализ / Вестник Кемеровского государственного университета. – Кемерово, 2012. – №1. – С. 143–148.

Каменская О.Г., Кан Р.А. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Тольятти, 2012.

Климовская Г. И. Дело о синлексах (К вопросу о функциональном подходе к номинативному материалу языка) / Вестник Томского государственного университета. – Сер. Филология. – 2008. – № 3 (4). – С. 44–54.

Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. Воронеж, 2004.

Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

Не следует разделять элементы товарного знака на сильные и слабые, если в сознании потребителя это единое целое. URL: http://ipcmagazine.ru/news/5935-news4520.

Новичихина М.Е. О некоторых трудных случаях лингвистической экспертизы товарных знаков / Вестник Воронежского государственного университета. – Сер. Филология. Журналистика. – 2012. – № 1. – С. 221–227.

Новичихина М.Е. О нерешенных вопросах и перспективах лингвистической экспертизы товарных знаков / Вестник Воронежского государственного университета. – Сер. Филология. Журналистика. – 2019. – № 1. – С. 127–129.

Пипченко Н.М. Современный русский язык: Синтаксис словосочетания и простого предложения. Минск, 2008.

Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (утв. приказом Роспатента от 24июля 2018г., №128). URL: https://rulaws.ru/acts/Rekomendatsii-po-osuschestvleniyu-administrativnyh-protsedur-i-deystviy-v-ramkah-predostavleniya-gosudarst-solt-bucjeeid/.

Синтаксис современного русского языка / под ред. С.В. Вяткиной. СПб., 2009.

Стернин И.А. Основы лингвокриминалистики. Воронеж, 2018.

Цой Е.В. Адвербиальный синлекс и свободное словосочетание в обстоятельственной функции / Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 5 (23). – С. 211–213.

Опубликован
2022-07-01
Как цитировать
Новичихина, М. (2022). Об обозначениях, образующих единую семантическую конструкцию, в лингвистической экспертизе. Юрислингвистика, (24 (35), 32-37. https://doi.org/10.14258/leglin(2022)2406
Раздел
Лингвоэкспертология