«За гранью»: трэш-журналистика на грани коммуникативных норм
УДК 340.12 ББК 67.1
Аннотация
Диапазон функций современной журналистики расширился, теперь она не только информирует, но и воздействует, используя при этом весь арсенал средств выразительности. Эмоционально заряженный текст оказывает на нас гораздо большее воздействие. Трэш – это то, что бросается в глаза, привлекает внимание, шокирует, трансформирует привычные формы. Главное в таких материалах – оценка, и, что особенно интересно, эта оценка всегда носит демонстративно-личностный характер. В трэш-журналистике задача автора – изменить картину мира читателя, заставить его принять авторский, в данном случае всегда неординарный взгляд на мир. Трэш-журналистика представляет собой довольно многофункциональное явление, отвечающее требованиям экстремальности, сенсационности и извращенности. Ее отличает способность выполнять несколько задач одновременно. Например, телевизионная программа может информировать, вещать об острых социальных проблемах и даже предлагать альтернативное решение этих проблем и параллельно стараться развлечь зрителя. Пафос смеха всегда остается доминирующим. Трэш-журналистика дает зрителю возможность испытать острые ощущения, а зритель, часто сам того не замечая, поддается этому искушению. В статье рассмотрены основные черты трэш-журналистики на материале ток-шоу «За гранью» (телевизионный канал НТВ): связь содержания контента с культурой повседневности, обращение к телесному, к проблемам и потребностям «низа», культивирование эстетики безобразного, привлечение внимания к событиям, отвечающим принципам сенсационности и экстремальности, патологии и извращенности. Ток-шоу «За гранью» отличает свобода подачи информации, законы медиакоммуникации и медиасодержания отрицаются, реальность симулируется.
Скачивания
Metrics
Литература
Борхес Х. Л. Четыре цикла. 1992. URL: https://www.litmir.me/br/?b=4100&p=1&.
Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмостках. М., 2003.
Гриндстафф Л. Реальное телевидение и политика социального контроля. URL: http://culturca.narod.ru/Grin.htm
Лотман Ю. М. Об искусстве. М., 2000.
Маклюэн М. Понимание МЕДИА: расширения человека. Москва – Жуковский, 2003.
Манскова Е. А. Роль трэш-эстетики в формировании современной концепции телевизионной документалистики / Медиаскоп, № 1, 2009. URL: http://www.mediascope.ru/роль-трэш-эстетики-в-формироваьнии-современной-концепции-телевизионной-документалистики.
Сибиданов Б. Б. Две формы отрицания в телевизионном трэш-дискурсе / Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого. 2019. URL: file:///C:/Users/днс/Downloads/dve-formy-otritsaniya-v-televizionnom-tresh-diskurse.pdf
Фрейд З. Психология сексуальности. Харьков-Москва, 2007.
Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. М., 1980.
Юнг К. Архетипы и коллективное бессознательное. М., 1991.
Gabler N. A. Sign of the Times: When Only Entertainment Has Value / Los Angeles Times. - October 17. - 1993. No. 3.
Glynn K. Tabloid Television's Transgressive Aesthetic / Wide Angle. - V.12. – N. 2. April 1990. - Pp. 22-44.
Jarvis J. Ricki Lake/ TV Guide. V42, n27, July 2, 1994. 40 p.
Patrice P. Mass Culture and the Feminine: The "Place" of Television in Film Studies / Cinema Journal. - Vol. 25. - No. 3 (Spring, 1986). - Pp. 5-21. URL: https://www.jstor.org/stable/1225477?origin=crossref.
Ross A. Candid Cameras / No Respect: Intellectuals and Popular Culture. New York, 1989.
Copyright (c) 2022 Марина Деминова, Анастасия Чугулова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
1. Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
2. Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
3. Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).