К вопросу о параметризации понятия дискредитация в судебных психолого-лингвистических экспертизах
УДК 81-139 ББК 81.1
Аннотация
Предметом исследования в статье послужили особенности применения понятия «речевая стратегия дискредитации» в процессе экспертной деятельности в рамках диспозиции статьи 20.3.3 КоАП РФ и статьи 280.3 УК РФ. Актуальность анализа обусловлена как достаточной неопределенностью психологических и лингвистических признаков понятия «дискредитация», так и нечеткой позицией законодателей и правоприменителей, вводящих это определение в нормы действующего законодательства и практику судебной лингвистической и психолого-лингвистической экспертизы. В ходе исследования выявляются значимые расхождения в общеязыковой, научной и правоприменительной трактовках стратегии дискредитации. Подробно анализируются информационно-методические материалы ЭКЦ МВД РФ и ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, связанные с экспертными подходами к анализу потенциально противоправных текстов (высказываний) в рамках диспозиции статей 20.3.3 КоАП РФ и 280.3 УК РФ.
Скачивания
Metrics
Литература
Аношина Е.Ю Речевая стратегия дискредитации в текстах русскоязычных интернет-блогов / Инновационная наука. – 2016. – №. 10-3. – С. 86-89.
Дернер Д. Логика неудачи. Стратегическое мышление в сложных ситуациях. М., 1997.
Жарков И.В., Константинова В.В. Типовые экспертные задачи в судебных делах по статьям 207.3 УК РФ, 280.3 УК РФ, 20.3.3 КоАП РФ и возможные методы их решения / Неофилология. – 2022. – Т. 8. – № 3.
Информационное письмо «Об особенностях назначения и проведения лингвистических экспертиз (исследований) материалов, связанных с распространением заведомо ложной информации в отношении Вооруженных Сил Российской Федерации и дискредитацией их действий, а также с призывами к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации и ее граждан». ЭКЦ МВД России, 2022.
Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М., 2012.
Иссерс О.С. Речевое воздействие: Учебное пособие. М., 2009.
Карапетян А.А., Тагильцева Ю.Р. Принцип интолерантности как психологическая основа экстремистского дискурса: коммуникативные тактики и приемы дискредитации" врага" / Политическая лингвистика. – 2017. – № 6. – С. 235-240.
Колтунова Е.А., Жарков И.В. О пределах применения в лингвоэкспертной практике понятия речевой стратегии дискредитации / Неофилология. – 2022. Т. 8. – № 2. – С.218-227.
Кузнецов В.О., Секераж Т.Н., Усов А.И. Методическое письмо «Об особенностях комплексных психолого-лингвистических судебных экспертиз информационных материалов, связанных с публичной дискредитацией использования ВС РФ» (Утверждено Научно-методическим советом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России, протокол № 2 от 17 июня 2022 года).
Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
Марченко Ф.О., Маховская О.И. Соотношение агрессии и нарциссизма в сетевых молодежных группах: на примере кибербуллинга (cyberbullying) / Человек в условиях неопределенности. – 2018. – С. 50-55.
Петухов В.В. Психология мышления. М., 1987.
Поминов А.В. Содержание психолингвистического исследования при производстве экспертиз по уголовным делам экстремистской направленности / Прикладная юридическая психология. – 2015. – № 3. – С. 152-159.
Руженцева Н.Б. Дискредитирующие тактики и приемы в российском политическом дискурсе. Монография. Екатеринбург, 2004.
Русская грамматика / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1980. – Т. 1.
Секераж Т.Н. Методический подход к исследованию информационных материалов, связанных с публичной дискредитацией применения Вооруженных Сил Российской Федерации / Теория и практика судебной экспертизы. – 2022. – Т.17. – № 2. – С. 41-48.
Сиворакша М.А. Дискредитация как разновидность конфликтного общения / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 18. – № 44.
Сковородников А.П., Копнина Г.А. О психологических основаниях лингвистики информационно-психологической войны / Экология языка и коммуникативная практика. – 2016. – № 2. – С. 238-258.
Современный толковый словарь русского языка / под ред. проф. С. А. Кузнецова. СПб., 2003.
Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013. URL: https://psychology_pedagogy.academic.ru/5854
Leech G.H. Principles of Pragmatics. London, 1996. Pp. 104-105.
Copyright (c) 2022 Елизавета Колтунова, Сергей Давыдов
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
1. Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
2. Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
3. Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).