Об обозначениях, образующих единую семантическую конструкцию, в лингвистической экспертизе

Ключевые слова: товарный знак, лингвистическая экспертиза, цельное словосочетание, синлекс, языковой маркер

Аннотация

Работа посвящена проблеме лингвистической экспертизы товарного знака, а также  поиску путей оптимизации   этой процедуры.  Обсуждаются    нерешенные вопросы, возникающие в ходе экспертизы товарного знака. Показывается, что одним из трудных случаев такой экспертизы становится анализ сходства до степени смешения однословного и составного обозначений. Осложняющим фактором исследования таких обозначений является способность составного обозначения образовывать цельную конструкцию (цельное сочетание). На практике вынести решение о восприятии составного обозначения в качестве цельного достаточно проблематично. Именно поэтому данная статья преследует своей  целью поиск критериев, на основании которых лингвист-эксперт мог бы однозначно  идентифицировать сочетание слов в качестве цельного. Для этого обсуждается классификация словосочетания по степени спаянности его компонентов (деление на синтаксически свободные (членимые) и синтаксически несвободные (цельные, нечленимые) сочетания) и обобщаются различные подходы к пониманию цельного  составного обозначения. Уделяется особое  внимание  фразеологизмам и синлексам как основным видам цельных словосочетаний. Обсуждаются языковые маркеры цельного словосочетания. В частности, показывается, что для формулировки выводов о цельности словосочетания, необходимы положительный ответ на вопрос: «приближается ли значение исследуемого словосочетания к отдельному слову» и отрицательные ответы на такие вопросы как:  «сохраняют ли слова, образующие исследуемое сочетание, самостоятельное значение?»; «каждое ли из слов привносит значимую информацию в понимание общего смысла сочетания?»; «могут ли заменяться элементы исследуемого  словосочетания другими элементами?»  и др. На примере конкретной лингвистической экспертизы демонстрируется методика определения  языковых маркеров цельного словосочетания и таким образом предлагаются конкретные пути объективизации результатов лингвистической экспертизы товарных знаков.

Скачивания

Metrics

Другие виды цитирования
239
Jul 01 '22Jul 04 '22Jul 07 '22Jul 10 '22Jul 13 '22Jul 16 '22Jul 19 '22Jul 22 '22Jul 25 '22Jul 28 '225.0
| |

Биография автора

Марина Новичихина, Воронежский государственный университет

профессор кафедры связей с общественностью, рекламы и дизайна

Литература

Бакич (Самыличева) Н.А. Трансформация прецедентных феноменов в медийном тексте как проявление речевой креативности / Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. – Сер. Филология. – 2018. – № 5. – С. 185–190.

Большой толковый словарь русского языка / под ред. С.А. Кузнецова. СПб., 2000.

Дударева Я.А. Методика определения ассоциативного сходства товарных знаков: пропозициональный анализ / Вестник Кемеровского государственного университета. – Кемерово, 2012. – №1. – С. 143–148.

Каменская О.Г., Кан Р.А. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Тольятти, 2012.

Климовская Г. И. Дело о синлексах (К вопросу о функциональном подходе к номинативному материалу языка) / Вестник Томского государственного университета. – Сер. Филология. – 2008. – № 3 (4). – С. 44–54.

Курганова Е.Б. Игровой аспект в современном рекламном тексте. Воронеж, 2004.

Лингвистический энциклопедический словарь / под ред. В.Н. Ярцевой. М., 1990.

Не следует разделять элементы товарного знака на сильные и слабые, если в сознании потребителя это единое целое. URL: http://ipcmagazine.ru/news/5935-news4520.

Новичихина М.Е. О некоторых трудных случаях лингвистической экспертизы товарных знаков / Вестник Воронежского государственного университета. – Сер. Филология. Журналистика. – 2012. – № 1. – С. 221–227.

Новичихина М.Е. О нерешенных вопросах и перспективах лингвистической экспертизы товарных знаков / Вестник Воронежского государственного университета. – Сер. Филология. Журналистика. – 2019. – № 1. – С. 127–129.

Пипченко Н.М. Современный русский язык: Синтаксис словосочетания и простого предложения. Минск, 2008.

Руководство по осуществлению административных процедур и действий в рамках предоставления государственной услуги по государственной регистрации товарного знака, знака обслуживания, коллективного знака и выдаче свидетельств на товарный знак, знак обслуживания, коллективный знак, их дубликатов (утв. приказом Роспатента от 24июля 2018г., №128). URL: https://rulaws.ru/acts/Rekomendatsii-po-osuschestvleniyu-administrativnyh-protsedur-i-deystviy-v-ramkah-predostavleniya-gosudarst-solt-bucjeeid/.

Синтаксис современного русского языка / под ред. С.В. Вяткиной. СПб., 2009.

Стернин И.А. Основы лингвокриминалистики. Воронеж, 2018.

Цой Е.В. Адвербиальный синлекс и свободное словосочетание в обстоятельственной функции / Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2013. – № 5 (23). – С. 211–213.

Опубликован
2022-07-01
Как цитировать
Новичихина, М. (2022). Об обозначениях, образующих единую семантическую конструкцию, в лингвистической экспертизе. Юрислингвистика, (24 (35), 32-37. https://doi.org/10.14258/leglin(2022)2406
Раздел
Лингвоэкспертология