Профессиональная идентичность: понятие и значение для повышения эффективности образования студентов юридических вузов

Ключевые слова: профессиональная идентичность, образовательный процесс, профессиональное сообщество, юридическое образование

Аннотация

В статье рассматривается проблема формирования профессиональной идентичности студентов юридических вузов. Анализируются отечественные и зарубежные подходы к определению понятия «профессиональная идентичность», предлагается авторское определение профессиональной идентичности. Обосновывается, что важным условием формирования профессиональной идентичности студентов-юристов является их включение в реальную профессиональную деятельность, взаимодействие с представителями различных юридических профессий и лицами, заинтересованными в получении правовой помощи. Такая организация учебного процесса позволяет изучить особенности деятельности при исполнении обязанностей по различным юридическим специальностям, что способствует становлению профессиональной идентичности. Основные этапы становления профессиональной идентичности приходятся на период обучения в вузе, важную роль при этом играет именно практическая подготовка студентов как форма организации образовательной деятельности при освоении образовательной программы в условиях выполнения обучающимися определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью и направленных на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций по профилю соответствующей образовательной программы. На основе анализа нормативных правовых актов предлагается вариант реализации практической подготовки студентов, позволяющий изучить содержание различных юридических специальностей. Отмечается, что учебный процесс, организованный подобным образом, поможет студентам выбрать предпочтительные варианты юридической деятельности, что в итоге будет способствовать успешной профессиональной реализации. Установлено, что усиление практико-ориентированной части образовательного процесса в вузах позволит устранить существующий системный разрыв между уровнем подготовки студентов в период обучения и степенью эффективности их последующей профессиональной идентичности как важного условия правильного выбора сферы профессиональной деятельности.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Наталья Калашник, Алтайский государственный университет

доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, кандидат юридических наук

Мария Неймарк, Алтайский государственный университет

доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики, кандидат юридических наук

Елена Киселева, Алтайский государственный университет

доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса, кандидат юридических наук

Литература

Грязнова Е.В., Гончарук А.Г., Блохина М.А. Проблема определения понятия «профессиональная идентичность» в психологии / Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2019. – Т.8. – № 3(28). – C. 323–325.

Малютина Т.В. Профессиональная идентичность, ее структура и компоненты / Омский научный вестник. – 2014. – № 5(132). – C. 149–152.

Калашник Н.И., Неймарк М.А. Практика студентов юридических вузов как форма практико-ориентированной модели обучения / Правовая мысль в образовании, науке и практике. – 2018. – № 4 (8). – C. 36–39.

Поваренков Ю.П. Психологическое содержание профессиональной идентичности / Сибирский психологический журнал. – 2006. – №24. – C. 53–58.

Об образовании в Российской Федерации: федеральный закон № 273-ФЗ от 29.12.2012 (в ред. от 02.07.2021 г.) / Собрание законодательства. – 2012. – № 53 (Ч.1). – Ст.7598.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. N 1011 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 40.03.01 Юриспруденция" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/74607104/

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 18 августа 2020 г. N 1058 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.04 Судебная и прокурорская деятельность" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/74617454/

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 31 августа 2020 г. N 1138 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/74636676/

Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства просвещения Российской Федерации от 05.08.2020 № 885/390 "О практической подготовке обучающихся" (Зарегистрирован 11.09.2020 № 59778). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526874/

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 30.10.2020 N МН-5/20730 "О направлении вопросов-ответов" (вместе с "Вопросами-ответами в части правового регулирования практической подготовки обучающихся"). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366723/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/

Trede F., Macklin R., Bridges D. Professional identity development: a review of higher education literature / Studies in Higher Education. – 2011. – Vol. 37. – Pp. 365–384.

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями). URL: https://base.garant.ru/12191964/

Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг: учеб. пособие. М., 2004.

Adams K., Hean S., Sturgis P., Macleod Clark J. Investigating the factors influencing professional identity of first year health and social care students / Learning in Health and Social Care. – 2006. – Pp. 55–68.

Ashby S.E., Adler J., Herbert L. An exploratory international study into occupational therapy students’ perceptions of professional identity / Australian Occupational Therapy Journal. – 2016. Vol. 63. – Pp. 233–243.

References

Adams, K., Hean, S., Sturgis, P., Macleod, Clark, J. (2006). Investigating the influencing professional identity of first year health and social care students. Learning in Health and Social Care, 2006, 55–68.

Ashby, S.E., Adler, J, Herbert, L. (2016). An exploratory international study into occupational therapy' perceptions of professional identity. Australian Occupational Therapy Journal, 63, 223-43.

Gryaznova, E.V., Goncharuk, A.G., Blokhina, M.A. (2019). The problem of definition of the concept "professional identity" in psychology. Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology, 8, 3(28), 323–325 (in Russian).

Malyutina, T.V. (2014). Professional Identity, its Structure and Components. Omsk Scientific Vestnik, 5(132), 149–152. (in Russian).

Kalashnik, N.I., Neimark, M.A. (2018). Practice of law students as a form of practice-oriented model of teaching. Legal thought in education, science and practice, 4 (8), 36–39 (in Russian).

Povarenkov, Yu.P. (2006). Psychological content of professional identity. Siberian psychological journal, 24, 53–58 (in Russian).

On education in the Russian Federation: federal law No. 273-FZ of 29.12.2012 (date of access: 04.10.2021) / Legislative Assembly. – 2012. – No. 53 (Ch.1). – Article 7598. (in Russian).

Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 13, 2020 No. 1011 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Higher Education - Undergraduate in the Field of Training 40.03.01 Jurisprudence" (with Amendments and Additions). URL: https://base.garant.ru/74607104/ (in Russian).

The order of the Ministry of science and the higher education of the Russian Federation of August 18, 2020 N 1058 "About the approval of federal state educational standard of the higher education - a specialist programme in 40.05.04 Judicial and public prosecutor's activity" (with changes and additions). URL: https://base.garant.ru/74617454/ (in Russian).

The order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated August 31, 2020 N 1138 "On Approval of the Federal State Educational Standard for Higher Education - Specialty 40.05.01 Legal Support of National Security" (with amendments and additions). URL: https://base.garant.ru/74636676/ (in Russian).

The order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation, Ministry of Education of the Russian Federation dated 05.08.2020 No. 885/390 "On practical training of students" (Registered 11.09.2020 No. 59778). URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74526874/ (in Russian).

The order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation from 30.10.2020 N MN-5/20730 "On sending questions-answers" (together with "Questions-answers regarding the legal regulation of practical training of students"). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_366723/96c60c11ee5b73882df84a7de3c4fb18f1a01961/ (in Russian).

Trede, F., Macklin, R., Bridges, D. (2011). Professional identity development: a review of higher education literature. Studies in Higher Education, 37, 365–84.

The Federal Law of November 21, 2011 N 324-FZ "On Free Legal Assistance in the Russian Federation" (with amendments and additions). URL: https://base.garant.ru/12191964/ (in Russian).

Schneider, L.B. (2004). Professional identity: theory, experiment, training: a textbook. Moscow (in Russian).

Опубликован
2021-10-01
Как цитировать
Калашник, Н., Неймарк, М., & Киселева, Е. (2021). Профессиональная идентичность: понятие и значение для повышения эффективности образования студентов юридических вузов. Юрислингвистика, (21 (32), 14-19. https://doi.org/10.14258/leglin(2021)2103
Раздел
Юридическая герменевтика