Речевой портрет личности как инструмент судебного автороведения
Аннотация
Статья посвящена использованию возможностей речевого портретирования при производстве судебной автороведческой экспертизы. Иллюстративным примером служат речевые портреты носителей русского просторечия разного возраста и пола, проживающих в одном языковом коллективе – селе Камышенка Алтайского края. Результаты проведенного исследования могут быть использованы при речевой идентификации в рамках судебного речеведения, поскольку описанные лексико-грамматические особенности речи каждого респондента образуют уникальные комбинации, позволяющие провести процедуру идентификации. Также устанавливается характер нарративных стратегий в структуре речевого портрета,являющихся не менее, а иногда даже более информативной чертой речевого портрета языковой личности, чем лексико-грамматические особенности его речи.
Скачивания
Metrics
Литература
Богин Г.И. Концепция языковой личности: автореф. дис. д. филол. наук. М., 1982.
Брокмейер И., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы / Вопросы философии. - 2000 - № 3. – С. 29-32.
Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека / Человек в системе наук. М., 1989.
Вул С.М. Судебно-автороведческая идентификационная экспертиза: методические основы: Методическое пособие.Xарьков, 2007.
Гафарова А.С. Речевой портрет: социолингвистические характеристики: автореф. дис. канд. филол. наук. Тверь, 2006.
Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания / Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. №6 М., 2008. С. 89-101.
Ерофеева Т.И. «Речевой портрет» говорящего / Языковой облик уральского города. Свердловск, 1990. С. 90-103.
Земская Е.А. Речевой портрет ребенка (К вопросу о системности некодифицированных сфер устной речи) / Язык: система и подсистемы: К 70-летию М. В. Панова М., 1990. С. 241-260.
Капанадзе Л.А. Современное городское просторечие и литературный язык / Городское просторечие. Проблемы изучения. М., 1984. С.5-12.
Китайгородская М.В., Розанова Н.Н. Русский речевой портрет. Фонохрестоматия. М., 1995.
Крысин Л.П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. М., 1989.
Мамаева С.В. Речевой портрет коллективной языковой личности школьников 5-7-х классов :автореф. дис. канд. филол. наук. Кемерово, 2007.
Матвеева Г.Г. Скрытые грамматические значения и идентификация социального лица («портрета») говорящего: автореф.дис. д-ра филол. наук. СПб., 1993.
Николаева Т.М. «Социолингвистический портрет» и методы его описания // Русский язык и современность. Проблемы и перспективы развития русистики. Доклады Всесоюзной научной конференции. Часть 2. М., 1991. С. 73-75.
Панов М.В. История русского литературного произношения XVIII-ХХ вв. М., 1990.
Парсамова В.Я. Языковая личность ученого в эпистолярных текстах (на материале писем Ю.М. Лотмана): автореф. дис. канд. филол. наук. Саратов, 2004.
Пауфошима Р.Ф. О произносительной манере А. А. Реформатского / Язык и личность. М., 1989.
Сапогов В.А. Все нарисованное было в девятисотые годы» /О Игоре Северянине. Череповец, 1987. С. 31-33.
Седов К.Ф. Типы языковых личностей и стратегии речевого поведения (о риторике бытового конфликта) / Вопросы стилистики. Язык и человек. Саратов 1996. Вып.26. С.8-14.
Седов К.Ф. Дискурс и личность: эволюция коммуникативной компетенции. М., 2004.
Соломина Е.В. Об особенностях идиолексикона носителя городского просторечия / Вестник Томского государственного университета. – 2013.– № 374. – C. 37-41.
Тарасенко Т.П. Языковая личность старшеклассника в аспекте ее речевых реализаций (на материале данных ассоциативного эксперимента и социолекта школьников Краснодара): автореф. дис. канд. филол. наук. Краснодар, 2007.
Тюпа В.И. Нарративная стратегия романа / Новый филологический вестник. – 2011. – № 3. – С. 9.
Черняк В.Д. Речевой портрет носителя просторечия / Современный русский язык: Социальная и функциональная дифференциация. М., 2003. С. 497-513.
References
Bogin, G.I. (1982) The concept of linguistic personality. Moscow (in Russian).
Brockmeyer I., Harre, R. (2000) Narrative: problems and promises of one alternative paradigm. Problems of Philosophy, 3, 29-32 (in Russian).
Chernyak, V.D. (2003) Speech portrait of the native speaker. Modern Russian. Social and functional differentiation. Moscow, 497-513 (in Russian).
Erofeeva, T. I. (1990) "Speech portrait" of the speaker. Linguistic appearance of the Ural city. Sverdlovsk, 90-103 (in Russian).
Gafarova, A.S. (2006) Speech portrait: sociolinguistic characteristics.Tver (in Russian).
Gordeeva, M.N. (2008) Speech portrait and ways of describing it. Lingvo-stylistic and linguodidactic problems of communication, 6, 89-101.Moscow(in Russian).
Kapanadze, L.A. (1984) Modern urban vernacular and literary language. Urban vernacular. Learning problems,5-12.Moscow(in Russian).
Kitaygorodskaya, M. V., Rozanova, N. N. (1995) Russian speech portrait. Phono-restomacy. Moscow (in Russian).
Krysin, L.P. (1989) Sociolinguistic aspects of studying the modern Russian language. Moscow(in Russian).
Mamaeva, S.V. (2007) Speech portrait of the collective linguistic personality of schoolchildren in grades 5-7. Kemerovo (in Russian).
Matveeva, G.G. (1993) Latent grammatical meanings and identification of a social person ("portrait") of the speaker. St. Petersburg(in Russian).
Nikolaeva, T.M. (1991) "Sociolinguistic portrait" and methods of its description. Russian language and modernity. Problems and prospects for the development of Russian studies. Reports of the All-Union Scientific Conference, 2,73-75.Moscow(in Russian).
Panov, M.V. (1990) History of Russian literary pronunciation of the 18th-20th centuries. Moscow(in Russian).
Parsamova, V.Ya. (2004) Linguistic personality of a scientist in epistolary texts (based on letters from Yu.M. Lotman). Saratov (in Russian).
Paufoshima, R.F. (1989) On the pronunciation manner of A.A. Reformatsky. Language and personality. Moscow(in Russian).
Sapogov, V.A. (1987) Everything that was painted was in the nine hundredth years”. About Igor Severyanin,31-33.Cherepovets (in Russian).
Sedov K.F. (1996) Types of linguistic personalities and strategies of speech behavior (on the rhetoric of everyday conflict). Questions of stylistics. Language and man, 8-14.Saratov(in Russian).
Sedov, K.F. (2004) Discourse and personality: the evolution of communicative competence. Moscow (in Russian).
Solomina, E.V. (2013) On the features of the idiolexicon of the bearer of urban vernacular. Bulletin of the Tomsk State University, 374,37-41 (in Russian).
Tarasenko, T.P. (2007) Linguistic personality of a high school student in the aspect of its speech realizations (based on the data of an associative experiment and sociolect of schoolchildren in Krasnodar. Krasnodar (in Russian).
Tyupa, V.I. (2011) Narrative strategy of the novel. New philological bulletin, 3, 9 (in Russian).
Vinokur, T.G. (1989) Speech portrait of a modern person.Man in the system of sciences. Moscow, 504 (in Russian).
Wool, S.M. (2007) Forensic authorship identification expertise: methodological foundations: Methodological manual. Kharkiv (in Russian).
Zemskaya, E.A. (1990) Speech portrait of a child (On the question of the systematicity of uncodified spheres of oral speech), 241-260.Moscow (inRussian).
Copyright (c) 2020 Ирина Мурса
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
1. Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
2. Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
3. Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).