«Правда» и «закон» в российском правосознании: консервативные и теологические мотивы

  • Антон Васильев Алтайский государственный университет Email: anton_vasiliev@mail.ru
  • Юрий Зеленин Алтайский государственный университет Email: uri-zelenin@yandex.ru
Ключевые слова: право, правда, закон, дух права, консерватизм

Аннотация

В статье анализируется проблема соотношения категорий «правда» и «закон» в российском правосознании. Авторы делают акцент на исследовании данного вопроса преимущественно на примере русской консервативной мысли, обосновывая это тем, что из всех теорий правопонимания лишь консервативная правовая идеология смогла выразить традиционное для российского правосознания восприятие права. Именно консервативные правоведы обратили внимание на то, что сущность права в русской культуре определяется традиционным мировоззрением, формировавшимся еще в V-IXвв. и продолжающим доминировать в настоящее время. Отмечается, что традиционное российское правосознание, в отличие от европейского, характеризуется такими чертами, как синкретичное единство религиозных, нравственных и правовых принципов, объединяемых идеалом Правды; преобладание внутренней, совестной стороны над внешней, формально-юридической стороной права; отсутствие ощутимого влияния римского права на русскую правовую традицию вплоть до начала XXв.; приоритет идеалов соборности, социального служения и обязанностей; преобладание обычного, неписаного права, выражающего народные идеалы правды, совести, справедливости. Опираясь на труды Илариона, И.С. Пересветова, И.Т. Посошкова, А.С. Хомякова, И.С. и К.С. Аксаковых, И.В. Кириевского, И.А. Ильина, А.И. Солженицына, они приходят к выводу, что традиция различения права и закона, правды (благодати, совести) и формальной юриспруденции глубоко укоренена в русской национальной культуре. Однако неповиновение внешнему, положительному праву оправдывалось консерваторами только при условии духа права – обеспечения религиозно-нравственной правды. Тем более что следование только «букве закона» приводит в  конкретных юридических ситуациях к несправедливому и безнравственному правовому решению.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Литература

Аксаков И.С. Наше знамя – русская народность. М., 2008.
Аксаков К.С. Собрание сочинений. Т.I. М., 1889.
Губаева Т.В. Язык и право. Искусство владения словом в профессиональной юридической деятельности. М., 2007.
Иларион Слово о Законе и Благодати / Первые книги Святой Руси. М., 2005.
Ильин И.А. Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. М., 1994.
Киреевский И.В. Духовные основы русской жизни. М., 2007.
Новгородцев П.И. История философии права. СПб., 1998.
Пересветов И.С. Сочинения. М.-Л., 1956.
Посошков И.Т. Сочинения. М., 1842.
Солженицын А. И. Публицистика: В 3 т. Т. 1. Ярославль, 1995.
Сорокин В.В. Понятие и сущность права в духовной культуре России. М., 2006.
Сорокин В.В. Понятие совести в правовом измерении / История государства и права. –2009. – № 21. – С.2-6.
Томсинов В.А. Юриспруденция Древней Руси и правовая культура Византии / Вестник Московского ун-та. Серия 11. Право. – 2009. – № 4. – С.3-26.
Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.
Хомяков А.С. Всемирная задача России. М., 2008.
Хомяков А.С. Полное собрание сочинений. Т. I. М., 1900.
Опубликован
2022-04-01
Как цитировать
Васильев, А., & Зеленин, Ю. (2022). «Правда» и «закон» в российском правосознании: консервативные и теологические мотивы. Юрислингвистика, (23 (34), 5-10. https://doi.org/10.14258/leglin(2022)2301
Раздел
Правовая коммуникация

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)