Концептуализация дидактизма в коммуникативном поведении следователя (на материале детективов русских и английских авторов)

УДК 347:349.2 ББК 67.405.02

  • Василий Глушак Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России Email: glushakvm@mail.ru
Ключевые слова: юридический дискурс, дидактизм, концепт, коммуникативное поведение, художественный детектив

Аннотация

В статье рассматривается один из релевантных концептов в речевом поведении следователя –ДИДАКТИЗМ. Этот концепт состоит из ряда слотов, которые направлены на реализацию воспитательной функции в профессиональной деятельности следователя. Проведенный анализ допросов в художественных произведениях русских и английских авторов позволил выявить четыре концепта, которые характеризуют основные иллокуции речевого поведения следователей, связанные с получением показаний от подследственного. Объектом исследования стали слоты концепта ДИДАКТИЗМ, их иллокутивная направленность и степень представленности в речи следователей. Был проведен статистический анализ полученных результатов с целью определения возможной зависимости между личностью отдельного детектива и его речевым поведением в плане частотности употребления тех или иных слотов при реализации концепта ДИДАКТИЗМ. В статье проводится также сравнительный анализ особенностей реализации воспитательных интенций в русской и английской лингвокультурных общностях, а также доминант речевого поведения русских и английских следователей, направленных на оказание ими педагогического воздействия на подследственное лицо.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биография автора

Василий Глушак, Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России

доктор филологических наук, профессор кафедры немецкого языка МГИМО МИД России (Россия, Москва)

Литература

Дубровская Т.В. Судебный дискурс: речевое поведение судьи (на материале русского и английского языков). М., 2010.

Иванова С.В., Артемова О.Е. Сценарный фрейм как когнитивная основа текстов прецедентного жанра «лимерик» / Вопросы когнитивной лингвистики. – 2005. – 3(006). – С. 46-52.

Кикоть В.Я., Столяренко А.М., Беличева С.А., Буданов А.В., Давыдов В.П. Юридическая педагогика. М., 2004.

Красовская О.В. О речевой коммуникации в судебной практике. М., 2008.

Мельник В.В. Искусство доказывания в состязательном уголовном процессе. М., 2000.

Пригарина Н.К. Аргументация судебного дискурса: риторический аспект. Волгоград, 2008.

Новицкий В.А. Теория российского процессуального доказывания и правоприменения. Ставрополь, 2002.

Романов А.А., Малышева Е.В. Особенности актуализации фреймовой структуры несловесного дискурса / Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурнаякоммуникация. – 2016. – 3. – С. 74-79.

Blank P.D. Interpersonal expectations: Theory, Research, and Applications. Cambridge, 1993.

Cheng H.-Y. SprachlicheVerfahren des WissensmanagementsimKriminalroman. Ein BeitragzurdynamischenTexttheorie (Unpublished doctoral dissertation). Universität Gießen. Gießen, 2011.

Merry S. Study of American lower court litigants. New York, 1990.

O'Barr W.M. Linguistic evidence: Language, power and strategy in the courtroom. New York, 1982.

Tigar M.E. Persuasion: The litigator's art. Chicago, 1999.

Wagner A., Cheng L. Exploring courtroom discourse: The language of power and control. Burlington, 2011.

Опубликован
2022-12-28
Как цитировать
Глушак, В. (2022). Концептуализация дидактизма в коммуникативном поведении следователя (на материале детективов русских и английских авторов). Юрислингвистика, (26 (37), 6-12. https://doi.org/10.14258/leglin(2022)2601
Раздел
Правовая коммуникация