Древнекитайская политико-правовая мысль о наградах и наказаниях.

  • Оксана Моисеева Алтайский государственный университет Email: moi.seeva@mail.ru
  • Ольга Блинова Алтайский государственный университет https://orcid.org/0000-0002-9417-4460 Email: boa334@yandex.ru
Ключевые слова: Конфуцианство, легизм, награды, наказания, Древний Китай

Аннотация

Статья посвящена исследованию древнекитайской политико-правовой мысли. В современном мире большое распространение и влияние получили такие политико-правовые учения, как конфуцианство, даосизм и легизм.  Особое место они занимают в духовной культуре Китая и жизни современного китайского общества.

КНР находится на этапе дальнейшей модернизации китайского общества, начало которой было положено реформами 70-х гг. прошлого века. Традиционным для Китая в любую эпоху его развития являлось обращение к достижениям китайской цивилизации.

Одной из проблем, рассматриваемых представителями древнекитайской политико-правовой мысли, является проблема управления государством. Среди различных методов управления государством древнекитайские мыслители выделяли, прежде всего, награды и наказания. В рамках политико-правовых воззрений Древнего Китая сложилось несколько подходов к наградам и наказаниям. Конфуцианцы выступали против управления государством на основе законов, содержащих суровые наказания. Они считали, что управление государством должно строиться на основе не наказаний, а наград. Сторонники даосизма признавали метод наград и наказаний в управлении государством, но относились к нему отрицательно. В моизме высказываются идеи о необходимости сочетания насильственных методов управления с нравственными формами воздействия на людей. Легисты приходят к однозначному выводу, что наказания являются наиболее эффективным методом управления обществом.

В статье делается вывод, что разработанная легистами система суровых наказаний претерпела изменения  в направлении смягчения и соединения с основными постулатами конфуцианства в период империи Хань. Система суровых наказаний, принуждения и насилия в некотором смягченном варианте была положена в основу деятельности органов управления в последующие века китайской истории.

Скачивания

Данные скачивания пока недоступны.

Metrics

Загрузка метрик ...

Биографии авторов

Оксана Моисеева, Алтайский государственный университет

кафедра теории и истории государства и права, доцент

Ольга Блинова, Алтайский государственный университет

кафедра конституционного и международного права,  доцент

Литература

Антология мировой правовой мысли. Т.1. М., 1999.

Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном уложении. М., 2002.

Древнекитайская философия. Т.1. М., 1994.

Древнекитайская философия. Т.2. М., 1994.

Жерне Ж. Древний Китай. М., 2004.

История китайской философии. М., 1989.

История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.

Классическое конфуцианство. Т.2. СПб., М., 2000.

Конфуций. Я верю в древность. М., 1998.

Маршев В.И. История управленческой мысли. М., 2005.

Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1999.

Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао – Дэ цзин». СПб.,1999.

Фицджералд Ч.П. История Китая. М., 2008.

Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976.

Царьков И.И. Уголовная политика древних цивилизаций / Право и политика. - 2010. - № 8. - С. 1480-1492.

Шан Ян. Книга правителя области Шан. М.,1993.

Опубликован
2022-07-01
Как цитировать
Моисеева, О., & Блинова, О. (2022). Древнекитайская политико-правовая мысль о наградах и наказаниях. Юрислингвистика, (24 (35), 26-31. https://doi.org/10.14258/leglin(2022)2405
Раздел
Юридическая герменевтика