Древнекитайские концепции правопонимания
УДК 34.01, ББК 67.1
Аннотация
Статья посвящена исследованию политико-правовой мысли в Древнем Китае. Древнекитайские мыслители в своих работах отразили свои подходы к пониманию права. Шан Ян в «Шан цзюнь шу» («Книга правителя области Шан») рассматривает закон в качестве единственного регулятора общественных отношений. Легисты отождествляют понятие права и закона, право рассматривается как совокупность правил поведения, исходящих от государства и охраняемых им, что соответствует нормативной концепции правопонимания.
Еще один вариант правопонимания был разработан представителями даосизма. Лао-цзы в работе «Дао дэ цзин» («Книга пути и благодати»), особое внимание уделил изложению своего учения о Дао как высшем законе развития вселенной, природы, общества и человека. Дао выступает как естественный закон непосредственного, прямого действия. Даосы являются сторонниками естественно-правовой концепции.
У Конфуция в работе «Лунь юй» («Беседы и суждения») в качестве основного регулятора общественных отношений выступает не дао или закон, а нормы ритуала ли. Право не сводится к закону, а рассматривается как совокупность правоотношений, и складывающийся на основе их правопорядок. Правопонимание Конфуция можно отнести к социологической концепции.
В работе Сюнь-цзы наблюдаются попытки сближения конфуцианских правил ритуала «ли» и легистского закона «фа». Складывается новое, ортодоксальное конфуцианство, которое уже полностью не отрицает закон, выступает за управление как на основе ли, так и на основе фа, при доминирующей роли ли. В Китае складывается новый тип правопонимания – интегративный или синтетический.
В статье делается вывод, что в рамках политико-правовой мысли Древнего Китая сложились различные подходы к пониманию права. После провозглашения во II до н.э. обновленного конфуцианства официальной идеологией Китая интегративный тип правопонимания становится доминирующим, как в теории, так и в правоприменительной практике.
Скачивания
Metrics
Литература
Древнекитайская философия. Т.1. М., 1972.
Древнекитайская философия. Т.2. М., 1973.
Духовная культура Китая. М., 2006.
Кальной И.И. Философия права. М., 2006.
Книга правителя области Шан. М.,1993.
Ковлер А.И. Антропология права. М., 2020.
Конисси Д. Дао: гармония мира. М., Харьков, 1999.
Конфуцианское «Четверокнижие». М., 2004.
Королева О. А. Процесс формирования и развития иероглифа фа («право») в китайской культуре / Вестник Института востоковедения РАН. - 2021. - № 4. – C.97-107.
Кычанов Е.М. Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988.
Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983.
Политические учения: История и современность. Домарксистская политическая мысль. М., 1976.
Рубин В. А. Идеология и культура Древнего Китая. М.,1972.
Рыбаков В.М. Уголовные установления Тан с разъяснениями. СПб., 1999.
Скакун О.Ф. Общее сравнительное правоведение. Киев, 2008.
Черноков А.Э. Введение в сравнительное правоведение. СПб., 2007.
Федорова Л.Ф. Философия Древнего Востока. М., 2015.
Copyright (c) 2023 Оксана Моисеева
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
1. Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
2. Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
3. Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).