Древнекитайская политико-правовая мысль о наградах и наказаниях.
Аннотация
Статья посвящена исследованию древнекитайской политико-правовой мысли. В современном мире большое распространение и влияние получили такие политико-правовые учения, как конфуцианство, даосизм и легизм. Особое место они занимают в духовной культуре Китая и жизни современного китайского общества.
КНР находится на этапе дальнейшей модернизации китайского общества, начало которой было положено реформами 70-х гг. прошлого века. Традиционным для Китая в любую эпоху его развития являлось обращение к достижениям китайской цивилизации.
Одной из проблем, рассматриваемых представителями древнекитайской политико-правовой мысли, является проблема управления государством. Среди различных методов управления государством древнекитайские мыслители выделяли, прежде всего, награды и наказания. В рамках политико-правовых воззрений Древнего Китая сложилось несколько подходов к наградам и наказаниям. Конфуцианцы выступали против управления государством на основе законов, содержащих суровые наказания. Они считали, что управление государством должно строиться на основе не наказаний, а наград. Сторонники даосизма признавали метод наград и наказаний в управлении государством, но относились к нему отрицательно. В моизме высказываются идеи о необходимости сочетания насильственных методов управления с нравственными формами воздействия на людей. Легисты приходят к однозначному выводу, что наказания являются наиболее эффективным методом управления обществом.
В статье делается вывод, что разработанная легистами система суровых наказаний претерпела изменения в направлении смягчения и соединения с основными постулатами конфуцианства в период империи Хань. Система суровых наказаний, принуждения и насилия в некотором смягченном варианте была положена в основу деятельности органов управления в последующие века китайской истории.
Скачивания
Metrics
Литература
Антология мировой правовой мысли. Т.1. М., 1999.
Бичурин Н.Я. Китай в гражданском и нравственном уложении. М., 2002.
Древнекитайская философия. Т.1. М., 1994.
Древнекитайская философия. Т.2. М., 1994.
Жерне Ж. Древний Китай. М., 2004.
История китайской философии. М., 1989.
История политических и правовых учений. Древний мир. М., 1985.
Классическое конфуцианство. Т.2. СПб., М., 2000.
Конфуций. Я верю в древность. М., 1998.
Маршев В.И. История управленческой мысли. М., 2005.
Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1999.
Торчинов Е.А. Даосизм. «Дао – Дэ цзин». СПб.,1999.
Фицджералд Ч.П. История Китая. М., 2008.
Феоктистов В.Ф. Философские и общественно-политические взгляды Сюнь-цзы. М., 1976.
Царьков И.И. Уголовная политика древних цивилизаций / Право и политика. - 2010. - № 8. - С. 1480-1492.
Шан Ян. Книга правителя области Шан. М.,1993.
Copyright (c) 2022 Оксана Моисеева, Ольга Блинова
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.
Авторы, которые публикуются в данном журнале, соглашаются со следующими условиями:
1. Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и передают журналу право первой публикации вместе с работой, одновременно лицензируя ее на условиях Creative Commons Attribution License, которая позволяет другим распространять данную работу с обязательным указанием авторства данной работы и ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
2. Авторы сохраняют право заключать отдельные, дополнительные контрактные соглашения на неэксклюзивное распространение версии работы, опубликованной этим журналом (например, разместить ее в университетском хранилище или опубликовать ее в книге), со ссылкой на оригинальную публикацию в этом журнале.
3. Авторам разрешается размещать их работу в сети Интернет (например, в университетском хранилище или на их персональном веб-сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению, а также к большему количеству ссылок на данную опубликованную работу (Смотри The Effect of Open Access).